Закон отделения : три этапа подростковой сепарации

Процесс сепарации охватывает три периода: 10-13, 13-17 и 18-21 год.
Сепарация — процесс психологического отделения ребенка от родителей.

Первый этап сепарации.
В 10-13 лет начинается эмоциональное отделение подростка от родите-лей. Эмоциональная сепарация — это установление эмоциональных границ и дистанции в отношениях с родителями.
Эмоциональные границы — это чувства, мысли, желания, внутренний мир, в которые другие люди могут проникнуть только с вашего разрешения.
Границу в отношениях первым проводит подросток, а задача родителя ее принять. Отделение — это процесс двухсторонний. Родителю необходимо научиться уважать чувства своего ребенка. В этом возрасте у подростков появляются свои секреты, они неохотно делятся своими переживаниями со взрослыми. Подростки ищут понимания, но одновременно охраняют свой мир от вторжений. Нужно уважать личное пространство, личное время ребенка и учитывать это в семейных планах, брать с разрешения его личные вещи, понимая, что ребенок — это не ваша собственность, а отдельная личность.
Если взрослые не принимают границы подростка, то он защищает их с помощью вербальной агрессии, бунтует против правил, обманывает. Это начальная точка негативного вектора развития личности «трудного» подростка.
Подавленные эмоции часто служат причиной самоповреждений — так подросток пытается снизить порог душевной боли и психологического напряжения. Обратной стороной закрытости душевных границ в этом возрасте является чувство одиночества и склонность к акнтивитальным переживаниям.
Чтобы установить с подростком эмоциональные границы, необходимо помнить:

Подросток имеет право: Взрослому важно :
Испытывать и выражать свои чувства, даже если они не совпадают с ожиданиями взрослых.

 

 

 

 

 

 

 

На свободу выбора.

 

 

 

 

 

 

 

 

На собственные желания и их реализацию, какими бы «неправильными» они ни казались взрослому.

Оставаться эмоционально устойчивым и уметь контролировать свои аффективные проявления, даже если подросток грубит. Грубость – это способ отстоять свою эмоциональную независимость.  Следует проводить границу между словами и эмоциями не кричать в ответ.

 

Осознавать, что на нем лежит ответственность за разъяснение подростку последствий выбора, что поможет тому в приобретении опыта самостоятельности и научит отвечать за свои действия и поступки.

 

Не вызывать у подростка слишком много негативных чувств, критикуя и предъявляя чрезмерные требования.