Закон отделения: три этапа подростковой сепарации

Второй этап сепарации.

  1. Интеллектуальное отделение подростков от родителей приходится на возраст 13-17 лет. Оно тесно связано с поиском общения с людьми, имеющими ценности, альтернативные принятым в его семье. Родители теряют авторитет, их ценностные установки критикуются, оспариваются детьми.
    У подростков рождается собственный взгляд на мир, свое отношение к лю-дям, социальным нормам, попытки взрослых разъяснять «как правильно» вызывают сопротивление и раздражение.
    Взрослым в процесс осмысления подростком окружающего мира надо вмешиваться аккуратно, чтобы быть помощниками и не навредить. Личностное «Я» подростка должно созреть, опираясь на собственный опыт, ошибки и решения. Основная задача в этот период — научиться делать выбор в соответствии с собственным мировоззрением и опытом.
    Чтобы выбрать, надо попробовать. От реакции взрослых на «пробы» во многом будет зависеть, сохранится ли в дальнейшем проблемное поведение подростка, либо оно останется только этапом в развитии личности.
    Ценностные приоритеты у детей не формируются методом целенаправленного воздействия, поэтому бесполезно навязывать подростку свои убеждения, читая ему бесконечные нотации. Важное значение для него имеет пример родителей и значимых взрослых, а также наличие не размытых ценностных установок в семье.
    Круг интересов — это психологическая база для формирования ценностных ориентаций у подростка. Поэтому взрослым необходимо позаботиться о том, чтобы у подростков был организованный досуг.
    ТОП — пять правил построения диалога с подростками:
    Не навязывайте свою точку зрения, ищите ответы на вопросы вместе, подчеркивайте что его мнение важно, не обесценивайте его.
    2. Всегда признавайте свои ошибки.
    3. Покажите на примере способы конструктивного разрешения конфликтных ситуаций.
    4. Демонстрируйте навыки выборы и аргументации в споре.
    5. Не избегайте общения на сложные темы, они имеют важное значение для подростка.
    В 12-летнем возрасте в психике ребенка начинается новый виток развития способностей. Репетиторы и кружки по учебным предметам не тождественны увлечениям. Хобби должно быть интересно ребенку и повышать его самооценку. Важно помочь подростку найти занятие «по душе». Если он проявляет склонность к лидерству, то ему подойдут увлечения, формирующие организаторские способности и коммуникативные навыки. Новые знакомства и общение способствуют не только развитию коммуникативных навыков, но и знакомят подростка с различными ценностными установками и жизненными позициями других людей.
    Любознательным подросткам интересны интеллектуально-эстетические увлечения, связанные с музыкой, кино, программированием. Физически активным ребятам нравятся спортивные секции, увлечения, развивающие силу и выносливость. «Трудные» подростки предпочитают увлечения с высокой степенью эмоционального напряжения либо пассивное времяпровождение, направленное на получение удовольствия.