Ребенок – аутист

Как подчеркивают специалисты, актуальность проблемы детского аутизма в современном мире обусловлена ежегодным ростом показателей первичной и общей заболеваемости, разнообразием форм клинического течения данного расстройства.

Расстройства аутистического спектра — быстро распространяющиеся заболевание во всех странах мира в последнее десятилетие.

В Беларуси проводится активная работа по обучению медицинского персонала учреждений здравоохранения, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь детскому населению, методам ранней диагностики РАС. Сейчас в стране работает сеть центров раннего вмешательства, которые также настроены на раннюю диагностику РАС и своевременное оказание всесторонней помощи детям с РАС и их семьям.

Вопросы медицинской реабилитации и социальной адаптации детей с РАС приобретают особое значение. Необходимо понимать, что в настоящее время реабилитация – это не просто оптимизация помощи ребенку с РАС, а комплекс мероприятий, направленных не только на самого ребенка, но и на его окружение (в первую очередь на его семью). В процессе реабилитации происходит изменение ориентации – от установки на болезнь к установке на связь ребенка с социальной средой. От этой трансформации зависит успешность социальной интеграции ребенка с РАС.

Работе с семьями, в которых растет ребенок с РАС, особое внимание уделяет Наталья Кочанова — при Совете Республики создан специальный консультативный совет по вопросам социальной адаптации и интеграции детей с особенностями психофизического развития. Под руководством Председателя Совета Республики Натальи Кочановой проходят регулярные заседания совета, встречи со специалистами и родителями особенных детей.

Отметим, что в стране создана служба медреабилитации детей с инвалидностью. Для проведения реабилитации детей в учреждениях здравоохранения страны открыты 336 отделений.
О предоставляемых организациями здравоохранения услугах, медпомощи, госльготах, правах и гарантиях можно узнать как в комиссии МРЭК, так и у участкового врача-педиатра, детского невролога, при проведении медосмотра.

Работники системы здравоохранения проходят переобучение по вопросам оказания помощи детям с особенностями психофизического развития, детям-инвалидам в возрасте до 3-х лет и их семьям. Для медспециалистов организуются на постоянной основе научные форумы, конференции где обсуждаются инновационные подходы к ранней диагностике и сопровождению детей с расстройствами аутистического спектра.

Под руководством специалистов Минздрава ведутся научно-исследовательские проекты, целью которых является разработка и совершенствование документов по вопросам медреабилитации, медабилитации пациентов с основными социально значимыми инвалидизирующими заболеваниями, включая вопросы диагностики, лечения, профреабилитации, абилитации и т.д. Кабинеты медико профессиональной реабилитации функционируют на базе МРЭК во всех регионах.

Для родителей — обратите внимание:

• Нарушения социальных контактов и взаимодействия с окружающими.
• Ребенок практически не просится на руки, ему более комфортно лежать в кроватке.
• Ребенок малоподвижен либо двигательно расторможен.
• Ребенок не реагирует на новые игрушки, звуки, может долго смотреть в одну точку.
• Ребенок не откликается на своё имя, хотя обследование сурдолога не выявило нарушение слуха.
• Избегает контакта со взрослыми и детьми: уходит в сторону, либо агрессивно реагирует на попытки вступить с ним в контакт.
• Отсутствует зрительный контакт, ребенок не фиксирует взгляд на предметах, игрушках.
• Стереотипный характер игры: расставление игрушек в одном порядке, игра с определенным количеством игрушек.
• Ребенок знакомится с окружающим миром не через взаимодействие с окружающими, а самостоятельно. Он может облизывать, нюхать предметы.
• Ребенок выбирает определенные вещи и носит только их.
• Пищевое поведение: ребенок избирателен в еде, выбирает только определенный ряд продуктов.