Адаптация детей к дошкольному учреждению

Поступление в дошкольное учреждение всегда сопровождается для ребёнка определёнными психологическими трудностями в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в не знакомую обстановку. Условия в этих учреждениях специфичны. В них особая микросоциальная среда, которая не может быть ни противопоставлена, ни идентифицирована с условиями семьи. Длительное совместное пребывание довольно значительного числа детей увеличивает возможность перекрёстного инфицирования (дети, посещающие ДУ, болеют чаще детей, воспитывающихся в семье) и приводит к более быстрому, чем в семейных условиях, утомлению детей. Кроме того, некоторые педагогические стандарты в подходе к ребёнку сковывают его индивидуальность, что может при неправильном воспитании привести к отрицательным моментам в его поведении.

Этот процесс означает привыкание ребёнка к жизни в ДУ. На этот период привыкания приходится основная заболеваемость детей, т.е. существует определённая взаимосвязь между течением периода адаптации и состоянием здоровья. Термин «адаптация» означает приспособление.

Незрелость многих компонентов функциональной системы адаптационных механизмов у детей раннего и дошкольного возраста способствует более лёгкому возникновению состояния напряжения в системе адаптационных механизмов по сравнению с взрослым организмом, и в ряде случаев поступления в ДУ приводит ребёнка в состояние психического стресса.

Когда ребёнок впервые поступает в ДУ, для него меняются все основные условия среды материальная обстановка (интерьер группы), встреча с незнакомыми взрослыми, непривычно большое число сверстников, несовпадение приёмов обращения и воспитания дома и в ДУ.

Возрастная незрелость системы адаптационных механизмов при изменении
среды приводит к психическому напряжению, а это вызывает изменения в эмоциональном состоянии, нарушение поведения (у детей ухудшается сон, аппетит, они отказываются играть с другими детьми и т.д.). Возникают сдвиги в других функциональных системах — вегетативной (изменяется температура тела), в системе реактивности снижаются защитные силы организма, что может способствовать заболеванию ребёнка в этот период.

Подготовленность ребёнка к поступлению в ДУ в значительной степени определяет характер адаптации. До поступления ребёнка в ДУ ему необходимы оздоровительные мероприятия, т.к. здоровый организм легче может справиться с трудностями адаптационного периода, следует максимально приблизить его домашний режим к режиму в ДУ. Необходимо, чтобы был полноценным его дневной сон, чтобы было правильно организовано бодрствование и, по возможности, ликвидированы такие вредные привычки, как укачивание, сосание пустышки и т.д.

После вакцинации ребенка можно отправлять в  ДУ не раньше, чем через месяц. Если ребенок заболел, то направлять ребёнка впервые в ДУ следует по окончании периода реконвалесценции. Если у него имеются признаки анемии, необходимо провести соответствующее лечение, при обострении экссудативного диатеза — десенсибилизирующую терапию и т.д.

Число часов, проводимых вновь поступившими детьми в ДУ, следует увеличивать постепенно. В течение первой недели ребёнок должен быть в ДУ не более 3 часов в день. Это время увеличивается в зависимости от его эмоционального состояния. Таким образом, потребуется 2-3 недели, чтобы он по мере нормализации показателей поведения мог проводить в ДУ 10-12 часов.

Значительно быстрее и легче адаптируется ребёнок, если семья старается
поддерживать дома приёмы воспитания, используемые в дошкольном учреждении.

Физическое воспитание ребёнка дошкольного возраста занимает особое место в общей системе общественного дошкольного воспитания. Физическая культура, как один из мощных факторов оздоровления и укрепления детского организма, используется с самых первых дней жизни ребёнка.

Основной задачей физического воспитания детей дошкольного возраста является улучшение их здоровья и физического развития, повышение работоспособности, расширение функциональных возможностей растущего организма, формирование и воспитание двигательных навыков.

Физическое воспитание способствует выработке у детей привычки к ежедневным занятиям физическими упражнениями, воспитывает любовь к спорту и находится в тесной связи с другими видами воспитания — умственным, трудовым, нравственным.

Средствами физического воспитания являются гигиенические факторы (общий, рациональный режим дня); естественные факторы природы, используемые с целью закаливания (вода, воздух, солнце); физические упражнения как основное специфическое средство физического воспитания и различные виды двигательной деятельности прикладного характера (трудовая, танцы и др.).

Физическое воспитание в ДУ осуществляется в соответствии с «Программой воспитания в детском саду». В системе физического воспитания в детском саду используются следующие формы двигательной деятельности:

-организованные физкультурные занятия;

-утренняя гимнастика;

-физкультурные минутки, физические упражнения в сочетании с воздушными ваннами;
— подвижные игры и физические упражнения на прогулке;

-физкультурные праздники, дни здоровья, экскурсии, прогулки;

-самостоятельная двигательная деятельность в режиме дня.

Одежда детей должна быть облегчённой, не должна стеснять движений. При наличии ковра или утеплённого пола лучше заниматься босиком.

Вся работа по физическому воспитанию осуществляется воспитателями групп при регулярном контроле медицинских работников и заведующего учреждением образования.

Основными задачами закаливания являются укрепление здоровья детей, развитие выносливости организма, повышение его сопротивляемости к различным заболеваниям.

        Закаливание — это система мероприятий, которая является важной частью физического воспитания детей, как в дошкольном учреждении, так и дома. Закаливание, как средство совершенствования защитных реакций организма, основывается на тренировке — систематическом повторении воздействия определённых факторов, начиная с кратковременных и слабых, и постепенно нарастающих по силе и длительности.

В качестве основных средств закаливания используются естественные природные факторы (воздух, вода, солнце) при непременном соблюдении следующих условий:

Учёт индивидуальных особенностей ребёнка при выборе метода закаливания.

Комплексное использование всех природных факторов и закаливающих процедур.

Постепенное увеличение силы воздействия природного фактора.

Систематичность закаливания (осуществляется круглый год, однако, виды и методы его меняются в зависимости от сезона и погоды).

Спокойное, радостное настроение ребёнка во время закаливающей процедуры.

Важное значение при закаливании детей имеет вода. Обязательным требованием является постепенное снижение температуры воды, в возрасте 3-4 лет, умываясь, дети моют только кисти рук и лицо. Однако с возрастом и по мере привыкания к этой процедуре зона воздействия воды увеличивается. Дети моют уже руки до локтя, шею, а в возрасте 6-7 лет — верхнюю часть груди.

Местное влажное обтирание — наиболее мягкая процедура, назначается ослабленным детям. Местное обливание ног, контрастное обливание, общие обтирания варежкой, «рижский метод» закаливания, полоскание рта водой комнатной температуры используются в каждом ДУ по выбору медперсонала и педагогов. Медицинских противопоказаний к закаливанию нет.

Важное значение в организации питания детей раннего и дошкольного возраста имеет строгое соблюдение режима приёма пищи. Пищу следует давать детям в определённое, точно установленное время. При этом у них вырабатывается условный пищевой рефлекс на время, что обеспечивает достаточную ритмичную секрецию пищеварительных соков и хорошее усвоение пищи. При беспорядочном кормлении наступает угасание этого рефлекса, нарушается нормальная функция пищеварительных органов и снижается аппетит.

Пища переваривается в желудке ребёнка в среднем в течение 3,5 — 4 часов, поэтому
интервалы между приёмами пищи должны быть примерно равны этому времени.
Независимо от числа приёмов пищи часы кормлений должны быть постоянными, отклонения от установленного времени не должны превышать 15-30 минут. Особенно важно не допускать давать детям между кормлениями какую-либо пищу, особенно сладости.

Для правильного питания детей большое значение имеет соблюдение суточного и разового объёма пищи, который должен строго соответствовать возрасту ребёнка, его развитию и состоянию здоровья. Обильные порции приводят к снижению аппетита, маленькие — не вызывают чувства насыщения. Следует особо подчеркнуть недопустимость необоснованного увеличения объёма пищи за счёт первых блюд, что нередко наблюдается как в семьях, так и в ДУ. Надо помнить, что ребёнок, получив избыточное количество супа, не всегда может полностью съесть второе, наиболее полноценное блюдо, в котором содержится значительная часть суточного количества белковых продуктов и овощей. С другой стороны, детям с хорошим аппетитом, которые не насьпцаются обычным объёмом порции, можно добавить некоторое количество гарнира, супа или третьего блюда.

В правильной организации питания детей большое значение имеет обстановка в группе и дома. Дети должны быть обеспечены соответствующей посудой, удобно сидеть за столом. Блюда следует подавать красиво оформленными, не слишком горячими, но и не холодными. Детей надо приучать к чистоте и опрятности за столом. Детей с плохим аппетитом нельзя кормить насильно. Им можно во время еды предложить небольшое количество воды, ягодного или фруктового сока. В некоторых случаях им можно дать сначала второе блюдо, чтобы они в первую очередь съели более питательное богатое белком блюдо, а потом дать немного супа, ни в коем случае нельзя отвлекать детей во время еды игрушками, чтением сказок и т.д.

Для правильной организации питания детей необходимо заботиться о соблюдении преемственности в питании детей в ДУ и дома. С этой целью во всех ДУ вывешивают в группах рекомендации для родителей о питании детей в вечернее время, выходные и праздничные дни. При этом даются конкретные советы по составу домашних ужинов с учётом того, какие продукты получили дети в течение дня.

Большого внимания требует правильное решение вопросов питания детей с различными отклонениями в состоянии здоровья: с аллергическими заболеваниями, некоторыми ферментными нарушениями, с избыточной массой тела, отстающие в физическом развитии и др. Чаще всего в ДУ приходится иметь дело с организацией индивидуального питания детям с непереносимостью отдельных продуктов питания. Врачи дают воспитателям и работникам  пищеблока чёткие рекомендации по ограничению некоторых продуктов для таких детей, замене этих продуктов другими. Детям с избыточной массой тела по рекомендации врача уменьшается количество высококалорийных продуктов — сахара, сдобы, белый хлеб заменяется чёрным, вместо каши можно приготовить салат или овощное рагу.

В летнее время в рацион питания детей следует широко включать свежую зелень, овощи, фрукты, соки. Для достаточного обеспечения детей витамином С в ДУ в течение круглого года проводится С-витаминизация пищи.

Кишечные инфекции — это болезни, вызываемые определенными видами
микроорганизмов. Для всех кишечных инфекций характерно проникновение
микроба -·возбудителя через рот и активное размножение его в кишечнике,
откуда он впадает во внешнюю среду: в воду, на пищу, предметы обихода.

К кишечным инфекциям относятся сальмонеллёз; брюшной тиф, паратифы,
дизентерия, холера. Что же касается признаков этих заболеваний, то они
различны: если, например, для дизентерии и холеры наиболее характерен
понос, то для брюшного тифа — высокая температура.

Необходимо помнитъ и о способности возбудителей выживать в различных
условиях. Так, холерный вибрион в почве может сохраняться в течение 2
месяцев, в проточной воде — до 5 дней, на овощах и фруктах — от нескольких
часов до 1 месяца, в сыром молоке — больше недели. Возбудитель дизентерии
может сохранять жизнеспособность на овощах, фруктах, хлебе в течение 11
дней, а в молоке — до 8 дней. В некоторых продуктах, особенно молочных,
возбудители кишечных инфекций могут не только выживать, но и
размножаться.

Источником заболевания является больной человек. Особенно опасны для
окружающих больные, переносящие заболевание в легкой, «стертой» форме, а также так называемые бактерионосители или выздоровевшие после болезни, или здоровые, которые выделяют возбудителей во внешнюю среду, но сами не
болеют.

В тех случаях, когда больной или бактерионоситель не соблюдает правил
личной гигиены, он загрязненными руками  может переносить микробов
дизентерии или других кишечных инфекций на предметы домашнего обихода:
полотенце, посуду и т. д. Здоровый человек, соприкасаясь с этими предметами,
загрязняет свои руки, а затем, если он их не моет перед едой, заносит
микробов в рот. Дети заражаются особенно часто благодаря привычке держать
палец или игрушку во рту.

В других случаях микробы с грязных рук попадают на пищевые продукты
либо непосредственно, либо через загрязненную посуду.

Нередко дизентерия и другие кишечные инфекции передаются через овощи,
фрукты.

Сильно загрязняются овощи в тех случаях, когда почву огородов удобряют
необезвреженными нечистотами. Особенно опасны в этом отношении немытые салат,огурцы,помидоры, которые не подвергаются термической обработке.

Важную роль в распространении кишечных инфекций играют мухи,
перелетающие от помоек и уборных в жилые помещения; там они садятся на

продукты и загрязняют их микробами, перенесенными на лапках, брюшке.

Одним из важнейших факторов распространения кишечных инфекций
является вода, когда в нее попадают выделения больного или бактерионосителя.

Чаще всего загрязняются микробами открытые водоемы, куда стекают
нечистоты, смываемые с почвы дождями, талыми водами. Поэтому можно
заразиться холерой, брюшным тифом, дизентерией при купании в них, при
употреблении из таких водоемов некипяченой воды для питья, мытья посуды,
овощей и фруктов.

Но можно заразиться и при употреблении воды из колодца, если он
неправильно устроен, расположен вблизи уборной, не имеет глиняного замка
или неправильно эксплуатируется.

Водопроводная вода, проходящая систему очистных сооружений,
обеззараживание, не представляет опасности заражения. Нельзя пить воду,
предназначенную для технических целей.

Врачи часто говорят: «Мой руки перед едой, не пей сырой воды и
некипяченого молока, не ешь немытые фрукты, овощи».

Казалось бы, это всем известные истины. Но стоит ли пренебрегать ими?

Ведь одна из причин того, что до сих пор люди болеют инфекционными
кишечными заболеваниями, состоит именно в забвении этих истин.

В нашей стране органы здравоохранения принимают энергичные меры для
борьбы с кишечными инфекциями. Преградить им путь — дело не только
врачей, многое зависит от правильного поведения всего населения, от его
сознательности, дисциплинированности.

Помните!

— При появлении первых признаков любого кишечного расстройства
необходимо срочно обратиться в поликлинику.

— Совершенно недопустимо заниматься самолечением.

-Тщательно следите за чистотой рук: мойте их с мылом перед приготовлением и приемом пищи, перед кормлением ребенка, после каждого
посещения туалета. Коротко стригите ногти, не допускайте скопления грязи
под ними.

— Овощи, ягоды, фрукты употребляйте в пищу только после того, как вы их
тщательно вымоете в проточной воде и обдадите кипятком.

— Соблюдайте чистоту в квартире и в местах общего пользования.

— Оберегайте от мух пищевые продукты, не оставляйте еду открытой, грязную посуду немедленно убирайте и мойте. _

— Предохраняйте от загрязнения пищевые продукты, которые употребляют
без предварительной тепловой обработки, — сметану, сыр, хлеб и другие.
Молоко кипятите. Творог развесной или приготовленный из сырого молока
употребляйте только в виде вареных и жареных блюд.

— При выезде за город не употребляйте некипяченую воду из случайных
источников для питья, мытья посуды. Купаться следует только в специально
отведенных местах.

Кожные заболевания  детей могут быть вызваны различными причинами. Чем моложе ребенок, тем легче возникают и, как правило, тяжелее протекают у него кожные заболевания.Это связано с тем, что кожа детей более нежна и ранима, а сопротивляемость организмаещё незначительна.

Ряд кожных заболеваний возникает в результате попадания в кожу микроорганизмов, называемых грибками. Наиболее часто встречаются микроспория и чесотка.

 

МИКРОСПОРИЯ — заразное грибковое заболевание, которым люди заражаются от больных животных – кошек и собак. Можно этим заболеванием заразиться от больных людей или предметов, которые были  в пользовании у больного.

Микроспорией болеют главным образом дети дошкольного и школьного возраста, несколько реже взрослые. Чаще всего болеют люди, которые не соблюдают элементарных гигиенических правил.

Возбудитель микроспории гриб — пушистый микроспорум. Он очень устойчив во
внешней среде. В кожных чешуйках, волосах, шерсти, находящихся в пыли подвалов, подъездов, чердаков он сохраняет жизнеспособность в течение нескольких лет. Погибает он только пpи кипячении или обработке в дезинфекционной камере.

Попав на кожу человека, возбудитель микроспории поражает волосистую часть головы, гладкую кожу и пушковые волосы. На гладкой коже появляется несколько (от1-2до нескольких десятков) розово-красных очагов с шелушащимся центром и приподнятым периферическим краем. Эти очаги быстро увеличиваются в размере,
захватывают здоровые участки кожи. Одновременно поражаются и пушковые волосы.На волосистой части головы обычно появляются 1-2 крупных и несколько малыхочаговправильных округлых очертаний с мелким струпевидным шелушением.Волосы в очагах обламываются и без правильного лечения не вырастают,

При появлении подобных признаков срочно обращайтесь к врачу-дерматологу.

Не занимайтесь самолечением — без консультации врача-дерматолога вы никогда не излечите микроспорию.

В нашем городе особенно распространена микроспория среди бездомных, безнадзорных животных — кошек и собак, большое количество которых обитает в подвалах многоэтажных домов, на свалках и т.д.

Очень часто бывает, когда родители, узнав, что их ребенок заболел
микроспорией, выбрасывают больную кошку на улицу, а она, в свою очередь, заражает  других кошек и котят, с которыми затем играют дети, приносят домой, берyт с собой в постель. Такая история повторяется неоднократно.

Не выбрасывайте на улицу больных кошек и собак! Этим вы ставите в опасность заражения своих соседей и других граждан города!

Сдавайте безнадзорных кошек и собак на приемные пункты.

Родители, воспитатели, должны объяснить детям, что нельзя играть с бездомными  животным, научить их соблюдать правила гигиены (не одевать чужие головные уборы, не пользоваться чужими расческами, мыть руки и лицо после игры на улице, не брать в постель даже домашних кошек собак, мыть руки после игры с ними).Лечение больных микроспорией в обязательном порядке должно проводиться в стационарных условиях под наблюдением  дерматолога. В исключительных случаях может проводиться амбулаторно. В таком случае больной и члены семьи в еще большей мере должны соблюдать все правила гигиены. Кроме того, больному должны быть выделены постель, полотенце, мочалка, одежда.

Дети, заболевшие микроспорией, не’ допускаются в школу, ясли, сад и другие детские учреждения. Взрослые отстраняются от работы. Допуск в детские·учреждения, на работу проводится только врачом-дерматологом после контрольного обследования.

Строгое соблюдение правил личной гигиены и общественной предупреждает заболевание  микроспорией. ~’

ЧЕСОТКА — заразное заболевание кожи, возникающее при внедрении в кожу чесоточного клеща. Чаще всего она возникает у людей, недостаточно соблюдающих правила личной гигиены. Заражение происходит при
непосредственном контакте с больным или через одежду, нательное или постельное белье, полотенце, мочалку.и т. д.

Соблюдайте правила личной и общественной гигиены! Не пользуйтесь чужой постелью, одеждой, полотенцем, мочалкой. Первым признаком чесотки является зуд кожи (наиболее выражен он в ночное время). Затем на коже в межпальцевых складках на кистях, внутренней поверхности предплечий, бедер, локтях, на животе, боковых поверхностях  туловища, ягодицах появляются мелкие узелки и пузырьки, которые после расчесывания покрываются кровянистыми корочками, кое-где на коже видны линейные расчесы. Микробы, находящиеся на коже, могут проникать в ссадины, расчесы и вызывать появление гнойничков, фурункулов.

У маленьких детей высыпания могут появляться на коже головы, лица, ладоней и подошв.

Самоизлечение при заболевании чесоткой не происходит, течение его может быть длительным. При отсутствии лечения длительное течение заболевания неблагоприятно сказывается на общем состоянии больного: зуд вызывает бессонницу, раздражительность, особенно у маленьких детей.

 

           ПОМНИТЕ! Своевременное обращение за   медицинской помощью к врачу — дерматологу . поможет вовремя распознать заболевание кожи и раньше начать лечение, предохранит Вас и Вашу семью от заражения чесоткой.

Средства и методы лечения этого заболевания очень просты, доступны и дают быстрое полное выздоровление. Однако лечить чесотку нужно под наблюдением врача, только тогда можно быть уверенным в полном излечении. Не занимайтесь самолечением. Не смазывайте детей лекарством, которое назначено взрослому, это может вызвать осложнение. При лечении детей прописывается другая дозировка и применяются все препараты, которые рекомендуются взрослым. Наилучший эффект может быть достигнут при лечении чесотки в стационаре кожвендиспансера.

Во избежание повторного заражения все вещи, бывшие в употреблении у больного, должны быть подвергнуты дезинфекции. Нательное и постельное белье необходимо прокипятить в содовом растворе. Верхнюю одежду прогладить горячим yтюгом через влажную ткань. Матрацы и одеяла надо подвергнуть обработке в дезинфекционной камере или проветриванию на воздухе в течение 8-10 дней. Больным чесоткой до полного выздоровления запрещено посещать бани, парикмахерские. Дети не допускаются в детские коллективы (ясли, сады, школы).     .

При появлении зуда кожи и сыпи на теле – немедленно обращайтесь к врачу!
Несвоевременное лечение приводит к распространению болезни среди других!

Все родители мечтают, чтобы жизнь их детей была радостной и счастливой, без болезней, несчастий и бед. Как же уберечь ребёнка от распространенного и коварного зла – несчастного случая и травмы?

Помните! Большинство бытовых травм у детей раннего возраста происходит по вине взрослых, которые не обеспечили в семье безопасную для ребёнка среду пребывания, контроль за его играми, досугом, не научили малыша избегать опасности.

К непоправимой беде могут привести привычки взрослых:

— оставлять без предохранителя открытые окна, балконные двери;

— разбрасывать где попало лекарства, ножницы, иголки, спицы, булавки;

— оставлять в доступном для ребёнка месте горячий утюг, рефлектор;

— оставлять посуду с горячей жидкостью, пищей на краю стола, на полу;

— переходить улицу на красный свет или в неположенном месте.

Избавившись от этих привычек, вы значительно снизите вероятность травмы у ребёнка.

Падение с высоты – частая причина травм в возрасте до года. Ни при каких обстоятельствах не оставляйте ребёнка без присмотра на пеленальном столике, кровати, стуле, в коляске!

В возрасте до одного года около половины всех травм и несчастных случаев составляют ожоги. Наиболее часто дети получают ожоги: термические – опрокидывая на себя посуду с горячей жидкостью, пищей, прикасаясь к раскалённому утюгу, плите; химические – «попробовав» уксусную эссенцию, уксус, кристаллы марганцовки, средства бытовой химии, хранящиеся в доступных для ребёнка местах; электроожоги – дотрагиваясь до оголенных электропроводов, вставляя в розетки металлические предметы(спицы, гвозди).

Отравления лекарственными препаратами наиболее характерны для детей полутора-двух лет! Источниками отравлений являются самые различные лекарственные средства, применяемые взрослыми.

Хранения лекарственных препаратов в недоступном для ребёнка месте позволит уберечь его от возможной беды!

Небрежное хранение взрослыми различных мелких предметов часто приводит к тяжелым последствиям. Дети берут в рот, засовывают в нос, уши пуговицы, бусины, монеты, иглы, булавки. Попадая в дыхательные пути эти предметы могут вызвать удушье воспаление лёгких при проглатывании они могут поранить пищевод желудок.

Всё что может стать причиной несчастного случая должно быть устранено.

Родители должны знать, что у детей второго и третьего года жизни вследствие возрастных анатомо-физиологических особенностей очень часто возникают вывихи и подвывихи плечевого и локтевого суставов верхней конечности. И виновниками подобных травм зачастую являются взрослые, которые резко тянут ребёнка за руку в играх в т.ч. поднимая его за руки вверх.

Нельзя торопясь на работу в детский сад подгонять ребёнка дергать его за руку.

Если родители (тем более в присутствии детей) не обращают внимания на сигналы светофора или переходят улицу в запрещённых местах, то и дети будут следовать их примеру и этим подвергать свою жизнь опасности.

С первых месяцев жизни ребёнка необходимо сначала опекать, затем настойчиво воспитывать и обучать!

Не оставайтесь равнодушными, если вы увидели, что игра, которую затеяли ваши или другие дети, может закончиться травмой! Сегодня вы остановили опасную шалость чужого ребёнка – завтра кто-либо другой оградит от беды вашего!

Шишкина Т.В. — врач- педиатр (ответственный специалист) педиатрического отделения №3 по медицинскому обслуживанию детей в учреждениях образования ГУЗ «Брестская городская детская поликлиника №3»