Почему дети любят конфеты и надо ли с этим бороться

К трём месяцам у младенца уже сформированы вкусовые пристрастия, которые он будет придерживаться всю дальнейшую жизнь, и в излишней любви детей к конфетам, макаронам и газировке виноваты их матери.

Но есть и другая крайность: некоторые мамы так одержимы здоровым питанием, что их дети годами не видят не то что конфет и газировки, но даже мяса. Такими женщинами движет желание быть образцовой мамой, но, к сожалению, они зачастую руководствуются сомнительными теориями о правильном питании. Например, дети-вегетарианцы испытывают прежде всего дефицит железа, цинка, витамина В12. Строгие вегетарианцы – ещё и полноценного животного белка и кальция. А ведь перенесенная в раннем периоде жизни железодефицитная анемия негативно влияет на успеваемость и восприятие материала детьми в школьном возрасте.

Как и когда у ребенка формируются вкусы?

Основная доля вкусовых предпочтений имеет генетическую обусловленность. Точно так же наследуются потребность в определенном режиме приёма пищи (кто-то ест часто, кто-то редко) и даже скорость её потребления.

Кроме того, доказано, что вкус начинает формироваться во внутриутробный период. Ещё находясь в животе мамы, ребенок воспринимает определенные вкусы и даже ароматы из её рациона, которые передаются через молекулы амниотической жидкости (околоплодных вод). Следовательно, чем разнообразнее питание мамы во время беременности, тем лучше ребёнок воспринимает вкусы и их сочетания после рождения. К 3 месяцам вкусовые пристрастия у ребёнка уже достаточно сформированы.

Так почему же дети так любят сладкое?

    Все дети рождаются с определенным пристрастием к сладкому. По мере взросления ребёнка, особенно после 18 лет, оно снижается. Поэтому отучить от сладкого в детстве сложно: это заложено природой. И чем больше вкусовых ощущений, чем разнообразнее продукты в рационе ребенка, тем проще отучать. Небольшое количество сладостей ему не повредит. Важно не злоупотреблять. Кстати, повлиять на пристрастие к сладкой и соленой пище можно, если ограничить поступление соли и сахара в раннем детстве.

Есть исследования, доказывающие, что вкусовое разнообразие стимулирует развитие не только вкусовых и обонятельных ощущений, но и нервной системы (в частности, познавательных функций), эмоциональной сферы ребёнка. Существуют даже программы реабилитации детей с ограниченными возможностями, например, незрячих, через вкусы. Им предлагают сначала ощутить запах, а потом различные вкусы. Дело в том, что чем больше стимулов поступает в нервную  ребёнка ( в том числе обонятельных, вкусовых, слуховых), тем сильнее стимулируется её развитие.

      Почему многие дети так любят макароны?

Дети, действительно любят любую богатую углеводами пищу, это связано с особенностями детского организма. Большинство детей предпочтут порцию крупяного блюда тушеным овощам.

Какие же основные продукты, которые важны для развития мозга ребёнка и его работы? От чего ни в коем случае нельзя отказываться?

Мясные продукты как источник полноценного белка, железа, цинка. За счет полноценного аминокислотного состава они дают возможность расти и развиваться клеткам.

Рыба. В ней содержатся омега -3 жирные кислоты, которые влияют не только на мозг, но и на органы зрения. Кроме того, рыба – источник фосфора.

Иодированная соль. Йод известен своим влиянием на умственные функции. В нашей стране фиксируется дефицит йода практически на всей территории, поэтому в питании детей следует использовать только иодированную соль.

Кисломолочные продукты тоже улучшают умственную работу. Согласно последним исследованиям отдельные группы бактерий кишечной микрофлоры вырабатывают биологически активные вещества, которые помогают работе мозга. Кроме того, в них хорошее сочетание кальция и фосфора.

Надо понимать, что на формирование вкуса влияют пищевые привычки и пищевое поведение в семье. Раньше диетологи всегда говорили, что ребёнку для приёма пищи следует организовать отдельный стол. Сейчас подход изменился: надо правильно питаться всей семьёй, чтобы ребёнок видел, как это делают мама и папа.

 

 

Шишкина Т.В. — врач- педиатр (ответственный специалист) педиатрического отделения №3  по медицинскому обслуживанию детей в учреждениях образования ГУЗ «Брестская городская детская поликлиника № 3»