Как поговорить с ребенком о возможном насилии?

Если вы подозреваете, что ребенок мог подвергаться насилию, попробуйте поговорить с ним, придерживаясь следующих рекомендаций:

  • Найдите комфортное место, где вы сможете говорить, и где никто не прервет вас. Держитесь спокойно.

Слушайте не перебивая.

  • Выскажите свою обеспокоенность состоянием или поведением ребенка, например «Я заметил(а), что в последнее время ты выглядишь печальным и обеспокоенным «Расскажешь, что случилось?» Расспросите ребенка о его волнениях или проблемах.
  • Заверьте ребенка в том, что вы всегда готовы будете выслушать его, если его что-то беспокоит.
  • Не давите на ребенка, требуя у него ответа на вопрос, было насилие или нет. Если вы будете давить, велик шанс, что ребенок даст не соответствующий действительности ответ, так как возможно получил угрозы от преступника.
  • Деловым тоном соберите информацию. Не «подгоняйте» получаемую информацию под свою гипотезу.
  • Когда вы собираете информацию, осторожно формулируйте вопросы, чтобы избегать наводящих вопросов или вопросов, содержащих ответ. Большая часть вопросов, на которые можно ответить «да» или «нет», считаются наводящими. Задавайте открытые вопросы, такие, как «Расскажи, что случилось». Пусть ребенок расскажет, что произошло, своими словами. Уточните, угрожает ли ребенку насилие прямо сейчас — это необходимо для того, чтобы при необходимости принять меры безопасности ребенка.
  • Не задавайте вопросы, которые начинаются с «почему», так как они вызывают чувство вины.
  • Не ставьте под сомнения слова ребенка. Скажите ребенку: «Я тебе верю», «Ты правильно сделал, что рассказал». «Ты в этом не виноват».
  • Не следует давать оценку поведению ребенка или проявлять чрезмерную эмоциональную реакцию.
  • Расскажите, что будете делать дальше: «А теперь мы обратимся за помощью». Объясните, что важно рассказать о случившемся родителю (конечно, если этот родитель не замешан в преступлении) или другому доверенному взрослому ребенка.
    * Разговаривая с ребенком, учитывайте уровень развития ребенка, его владение речью, и его опыт. Маленькие дети обычно хорошо излагают конкретные факты, но могут иметь ограниченное представление о числах и времени.
    * Жизненный опыт ребенка, как правило, ограничен, и это отражает их словарный запас. Когда ребенок описывает ситуацию, он концентрируется на главном действии и очень ограниченно вспоминает все, что к главному действию не относится.

* Маленьким детям сложно рассказать последовательную историю, потому что они сфокусированы на главном действии, а не на дополнительных деталях. По этой причине признания детей обычно выглядят менее логичными и связными, менее убедительными, даже если они более точны в деталях. Обычно дети дают так мало информации в ответ на вопросы взрослого, что взрослому хочется начать задавать наводящие вопросы. Это может привести к неточным ответам. Однако ребенка сложнее заставить дать ложное утверждение относительно главного события, о котором он хочет рассказать, чем относительно периферийной информации, которую он может не помнить.

* Если ребенок рассказал вам о насилии — это означает, что он доверяет вам, он смог победить страх, беспомощность, стыд или чувство вины и обратиться к взрослому человеку за помощью. Иногда дети чувствуют облегчение уже от того, что кто-то готов их выслушать и поверить им.

* Ребенку необходимо рассказать, что будет происходить с ними после обращения в милицию, за медицинской, психологической, социальной помощью, и получить объяснения всех предстоящих мероприятий и процедур на доступном для них языке.

* После разговора с ребёнком сразу же запишите все известные вам факты о ребенке (имя, пол, возраст, сведения о семье, адрес), подробный пересказ разговора с ним, включая все сообщенные ребенком обстоятельства совершения насилия, ваши наблюдения состояния ребенка, и дату разговора. Избегайте догадок и интерпретаций.

Разработано ОО «Клуб Деловых женщин».