Готов ли ваш ребенок к школе ?

Поступление в школу – не только волнующий момент жизни, который пережил почти каждый – это целое событие для всей семьи будущего первоклашки и важный этап в жизни ребенка. Несмотря на самое искреннее желание родителей сделать все наилучшим образом, именно на этом сложном и важном этапе нередко совершаются ошибки, имеющие порой весьма печальные последствия.

Практикующим детским психологам и психотерапевтам в последние годы все чаще приходится сталкиваться с ситуациями, когда младшие  школьники с трудом адаптируются в классе, часто болеют и даже отказываются ходить в школу.

Казалось бы, над чем тут задумываться – ребенку исполняется 6 лет, он знает почти все буквы и умеет считать в пределах 10…Может быть, посещал детский сад или подготовительную группу, умеет читать и писать… Практика показывает, что такие субъективные критерии, равно как и ряд формальных причин(«все дети из группы детского сада идут в первый класс в этом году») оказываются недостаточными для того, чтобы определить, готов ли ребенок к школе.

Для того, чтобы учеба не превратилась для ребенка в унылую каторгу, родители будущего первоклассника должны обратить внимание на:

  1. Состояние физического здоровья.

Если ребенок родился недоношенным или ослабленным, имел какие-либо серьезные заболевания, операции или относится к группе часто болеющих – все это повод для родителей задуматься: а так ли необходимо отправлять малыша в первый класс именно в 6 лет? Не безопаснее ли будет подождать еще год? Стоит помнить, что физическая незрелость при, например, недоношенности ребенка, может повлечь психологическую, хотя в интеллектуальном отношении ребенок,  по мнению родителей, может развиваться абсолютно нормально. Физиологи используют для оценки школьной зрелости так называемый «Филиппинский тест», который основан на том, что школьная зрелость наступает, как правило, одновременно с «полуростовым скачком» — увеличением интенсивности роста длины конечностей  (в первую очередь рук). «Филиппинский тест» — способность ребенка достать через голову правой рукой левое ухо. Дело в том, биологический возраст ребенка часто не соответствует календарному. Этот достаточно простой тест позволяет определить биологический возраст – и при том с достаточной достоверностью.

Родителям стоить помнить об особенностях своего малыша: левша он или правша? Активный, «шебутной» — или наоборот, замкнутый и застенчивый? Все это должно играть роль при выборе школы, класса, учителя. Помните! Физиологическая зрелость необходимое, но еще недостаточное условие успешной школьной адаптации.

  1. Состояние психического здоровья.

Даже достаточный уровень интеллектуального развития, умение считать и писать, знание букв, как уже упоминалось выше, не является гарантией готовности ребенка к школе. Очень часто в основе сложностей при обучении лежит не интеллектуальная недостаточность, а психологическая незрелость, определить которую может психолог детского сада. Часто у детей возникают трудности с усидчивостью, усвоением больших объемов нового и сложного материала – к тому же, в непривычных условиях, которые сами по себе являются стрессом, дети могут быстро утомляться и т. д. Стоит обратить внимание на то, хорошо ли ребенок спит, не излишне ли он раздражителен, не подвержен ли страхам (темноты, одиночества), не грызет ли ногти – если эти признаки есть, лучше проконсультироваться с врачом-психоневрологом. Обращения к специалисту требуют и трудные случаи – если у ребенка есть проблемы со слухом, зрением, речевым развитием, координацией движений и т.д. Ни в коем случае нельзя пускать дело на самотек и надеяться на «авось» — обязательно нужно уточнить у соответствующего специалиста, какая программа обучения подходит именно этому ребенку и желательно ли его поступление в школу именно в этом году, стоит ли задержать его еще на год в саду или провести необходимое лечение. Естественно, психологическая незрелость ребенка не может быть категорической причиной для отказа от поступления в первый класс, но родители должны помнить, что несут огромную ответственность за дальнейшую судьбу своего малыша, не способного на данный момент к принятию самостоятельных решений в таких важных вопросах.

  1. Ориентация в окружающем мире, умственное и речевое развитие, запас знаний, отношение к школе.

Эти показатели должны определяться специалистом, хотя объективная оценка уровня интеллектуального развития ребенка также чрезвычайна важна – и вот здесь как раз нужно точно знать, имеет ли ребенок представление о счете, алфавите; способен ли он выполнять заданную последовательность действий, отвечать на абстрактные вопросы, различать и понимать грамматические конструкции.

Невероятно важным является социальный аспект. Начальная школа – это не столько место, где закладываются какие-то базовые знания, сколько возможность для ребенка научиться, собственно, учиться, а кроме того – совершенно новый сложный мир с совершенно новыми, непривычными для малыша правилами поведения. Мало того, что первоклашке придется эти новые правила принимать, запоминать и исполнять – очень важно, чтобы он был готов найти свое место в системе новых отношений, умел ладить с учителями и одноклассниками. Даже самый гениальный малыш, не умеющий сам завязывать шнурки, может вызвать насмешки соучеников, или даже педагога, что сильно усугубит стресс – а школа, несомненн,о таковым является. Поэтому родители должны привить ребенку элементарные бытовые навыки; сформировать у него такие понятия, как «надо», «можно» и «нельзя»; объяснить необходимость мирного сосуществования с совершенно непохожими на него людьми; научить ребенка объективно оценивать свои действия – и принять саму идею того, что его действия будут оцениваться. Ведь в детском саду поощрение встречало само сделанное задание, вне зависимости от качества выполнения – очень многие дети теряют интерес к занятиям именно потому, что не все получается лучше всех. Родители обязаны помнить – в первую очередь они должны быть союзниками и поддержкой для своего ребенка. Принимая то или иное решение, надо думать о благе ребенка, а не об абстрактной престижности обучения.

Итак, определение готовности ребенка к школе – достаточно сложная, но выполнимая задача, требующая индивидуального подхода и внимания в каждом конкретном случае, а также огромная ответственность для родителей потенциального первоклассника. Именно взрослые должны сделать все возможное, чтобы ребенок избежал проблем и действительно получил удовольствие от обучения.

 

Шишкина Т.В. — врач- педиатр (ответственный специалист) педиатрического отделения №3 по медицинскому обслуживанию детей в учреждениях образования ГУЗ «Брестская городская детская поликлиника № 3»