Безопасная школа — как предотвратить травмы в стенах образовательного учреждения

Для Беларуси, как и для многих стран, детский травматизм остается одной из наиболее острых проблем в сфере общественного здоровья. Последствия травм могут варьироваться от незначительных ушибов до тяжелейших увечий, становящихся причиной инвалидности или даже гибели ребенка. В этом контексте целенаправленная профилактика превращается не просто в задачу, а в моральный императив для всего взрослого окружения ребенка: родителей, учителей и медиков.

Школа — это целый мир, где дети не только грызут гранит науки, но и активно взаимодействуют, дружат, конфликтуют и познают жизнь. К сожалению, эта насыщенная среда таит в себе и множество рисков. Без четко выстроенной системы безопасности образовательное учреждение само может стать источником угрозы.

Цифры и факты: когда и как дети получают травмы?

Статистика свидетельствует, что на школьные травмы приходится до пятой части всех детских повреждений. Их характер весьма показателен:

  • Около половины случаев — это ушибы и повреждения мягких тканей.
  • До 40% — черепно-мозговые травмы, что особенно тревожно.
  • Замыкают тройку лидеров переломы рук и ног.

Главным «очагом» травматизма являются школьные перемены. Более 80% всех инцидентов происходят в эти короткие промежутки между уроками, причем львиная доля (70%) — результат падений и неконтролируемого бега по коридорам и лестницам. Уроки физкультуры также вносят свой, весьма существенный вклад — от 15% до 37% от общего числа травм.

Профилактика школьного травматизма – это комплекс мер, направленных на предотвращение травм и несчастных случаев среди школьников. Школьный травматизм является серьезной проблемой, так как дети и подростки большинство времени проводят в школе и особенно уязвимы к различным видам травм из-за своей активности, неосторожности и недостаточного опыта.

Педагоги и воспитатели несут ответственность за обеспечение безопасной среды в школах и дошкольных учреждениях. Необходимо создать условия минимизирующие риск возникновения травм среди учащихся. Регулярные занятия по основам безопасности жизнедеятельности помогают детям лучше ориентироваться в сложных ситуациях.

Для снижения уровня детского травматизма важно соблюдать ряд профилактических мероприятий:

  1. Взаимодействие с родителями.

Семья играет ключевую роль в формировании отношения ребенка к своему здоровью и безопасности. Родителям важно объяснить ребенку элементарные правила поведения в школьной среде:

— Всегда слушайтесь старших и выполняйте требования учителей и воспитателей.

— Избегайте конфликтных ситуаций с одноклассниками.

— Будьте внимательны и аккуратны при движении по коридорам и лестнице.

— Никогда не играйте вблизи открытого окна или дверей.

— Пользуйтесь спортинвентарем аккуратно и внимательно.

  1. Правильная организация учебного процесса.

Учителя должны уделять внимание правильной организации рабочего места учеников, соблюдению эргономики. Стол и стул должны соответствовать росту ребёнка, свет должен падать слева, тетради и учебники расположены удобно и легко доступны.

Учитель несет прямую ответственность за состояние дисциплины и соблюдение правил безопасности на своем уроке. Особое внимание уделяют проведению уроков физической культуры, поскольку именно этот вид учебной активности сопряжен с наибольшим риском получения травм.

Перед каждым занятием рекомендуется инструктировать учеников по технике безопасности и требовать строгого исполнения инструкций.

  1. Контроль за состоянием оборудования, чистотой помещений, безопасностью дворовой территории.

Необходимо регулярно проверять и проводить своевременную замену неисправного оборудования, мебели и инвентаря.

Персонал школы должен поддерживать чистоту и порядок в помещениях школы. Следите за отсутствием посторонних предметов, чистотой полов, отсутствию протечек воды и луж. Это снижает вероятность поскользнуться и упасть.

На территории школы не должно быть препятствий, мешающих передвижению учеников. Также должно быть обеспечено достаточное освещение всех зон, особенно в вечернее время суток.

  1. Повышение квалификации учителей и медицинских работников.

Медицинский персонал совместно с учителями разрабатывают комплекс мероприятий по охране здоровья учащихся, формируют программы повышения квалификации преподавателей по вопросам оказания первой помощи и принимают участие в проведении регулярных проверок санитарно-гигиенического состояния зданий и территорий школы.

  1. Внедрение культуры безопасности.

Одних лишь формальных инструктажей недостаточно. Необходимо делать акцент на интерактивное обучение: привлекать сотрудников МЧС, правоохранительных органов для проведения мастер-классов, использовать VR-технологии для моделирования опасных ситуаций. Посещение специализированных обучающих центров, где дети на практике отрабатывают эвакуацию и действия в чрезвычайной ситуации, дает гораздо больший эффект, чем скучная лекция.

Задача профилактики школьного травматизма лежит на плечах администрации школ, учителей, медицинского персонала и самих учеников. Каждый участник образовательного процесса обязан осознавать значимость соблюдения норм безопасности и личной гигиены. Создание благоприятных условий для воспитания здоровых и счастливых детей зависит именно от общей заинтересованности и сознательности всех участников образовательного процесса.

 

#Брестздоровыйгород

Ответственный специалист хирургическим отделением ГУЗ «Брестская городская детская поликлиника № 3»

Мирченко Ирина Геннадьевна

30-33-37

Брестская городская детская поликлиника №3
Конфиденциальность

Cookie позволяет не вводить заново или выбирать те же параметры при повторном посещении сайта, например, выбор языковой версии.

Целью обработки cookie является обеспечение удобства пользователей сайта и повышение качества его функционирования.

Мы не передаем cookie третьим лицам и не используем их для идентификации субъектов персональных данных.