Для Беларуси, как и для многих стран, детский травматизм остается одной из наиболее острых проблем в сфере общественного здоровья. Последствия травм могут варьироваться от незначительных ушибов до тяжелейших увечий, становящихся причиной инвалидности или даже гибели ребенка. В этом контексте целенаправленная профилактика превращается не просто в задачу, а в моральный императив для всего взрослого окружения ребенка: родителей, учителей и медиков.
Школа — это целый мир, где дети не только грызут гранит науки, но и активно взаимодействуют, дружат, конфликтуют и познают жизнь. К сожалению, эта насыщенная среда таит в себе и множество рисков. Без четко выстроенной системы безопасности образовательное учреждение само может стать источником угрозы.
Цифры и факты: когда и как дети получают травмы?
Статистика свидетельствует, что на школьные травмы приходится до пятой части всех детских повреждений. Их характер весьма показателен:
- Около половины случаев — это ушибы и повреждения мягких тканей.
- До 40% — черепно-мозговые травмы, что особенно тревожно.
- Замыкают тройку лидеров переломы рук и ног.
Главным «очагом» травматизма являются школьные перемены. Более 80% всех инцидентов происходят в эти короткие промежутки между уроками, причем львиная доля (70%) — результат падений и неконтролируемого бега по коридорам и лестницам. Уроки физкультуры также вносят свой, весьма существенный вклад — от 15% до 37% от общего числа травм.
Профилактика школьного травматизма – это комплекс мер, направленных на предотвращение травм и несчастных случаев среди школьников. Школьный травматизм является серьезной проблемой, так как дети и подростки большинство времени проводят в школе и особенно уязвимы к различным видам травм из-за своей активности, неосторожности и недостаточного опыта.
Педагоги и воспитатели несут ответственность за обеспечение безопасной среды в школах и дошкольных учреждениях. Необходимо создать условия минимизирующие риск возникновения травм среди учащихся. Регулярные занятия по основам безопасности жизнедеятельности помогают детям лучше ориентироваться в сложных ситуациях.
Для снижения уровня детского травматизма важно соблюдать ряд профилактических мероприятий:
- Взаимодействие с родителями.
Семья играет ключевую роль в формировании отношения ребенка к своему здоровью и безопасности. Родителям важно объяснить ребенку элементарные правила поведения в школьной среде:
— Всегда слушайтесь старших и выполняйте требования учителей и воспитателей.
— Избегайте конфликтных ситуаций с одноклассниками.
— Будьте внимательны и аккуратны при движении по коридорам и лестнице.
— Никогда не играйте вблизи открытого окна или дверей.
— Пользуйтесь спортинвентарем аккуратно и внимательно.
- Правильная организация учебного процесса.
Учителя должны уделять внимание правильной организации рабочего места учеников, соблюдению эргономики. Стол и стул должны соответствовать росту ребёнка, свет должен падать слева, тетради и учебники расположены удобно и легко доступны.
Учитель несет прямую ответственность за состояние дисциплины и соблюдение правил безопасности на своем уроке. Особое внимание уделяют проведению уроков физической культуры, поскольку именно этот вид учебной активности сопряжен с наибольшим риском получения травм.
Перед каждым занятием рекомендуется инструктировать учеников по технике безопасности и требовать строгого исполнения инструкций.
- Контроль за состоянием оборудования, чистотой помещений, безопасностью дворовой территории.
Необходимо регулярно проверять и проводить своевременную замену неисправного оборудования, мебели и инвентаря.
Персонал школы должен поддерживать чистоту и порядок в помещениях школы. Следите за отсутствием посторонних предметов, чистотой полов, отсутствию протечек воды и луж. Это снижает вероятность поскользнуться и упасть.
На территории школы не должно быть препятствий, мешающих передвижению учеников. Также должно быть обеспечено достаточное освещение всех зон, особенно в вечернее время суток.
- Повышение квалификации учителей и медицинских работников.
Медицинский персонал совместно с учителями разрабатывают комплекс мероприятий по охране здоровья учащихся, формируют программы повышения квалификации преподавателей по вопросам оказания первой помощи и принимают участие в проведении регулярных проверок санитарно-гигиенического состояния зданий и территорий школы.
- Внедрение культуры безопасности.
Одних лишь формальных инструктажей недостаточно. Необходимо делать акцент на интерактивное обучение: привлекать сотрудников МЧС, правоохранительных органов для проведения мастер-классов, использовать VR-технологии для моделирования опасных ситуаций. Посещение специализированных обучающих центров, где дети на практике отрабатывают эвакуацию и действия в чрезвычайной ситуации, дает гораздо больший эффект, чем скучная лекция.
Задача профилактики школьного травматизма лежит на плечах администрации школ, учителей, медицинского персонала и самих учеников. Каждый участник образовательного процесса обязан осознавать значимость соблюдения норм безопасности и личной гигиены. Создание благоприятных условий для воспитания здоровых и счастливых детей зависит именно от общей заинтересованности и сознательности всех участников образовательного процесса.
#Брестздоровыйгород
Ответственный специалист хирургическим отделением ГУЗ «Брестская городская детская поликлиника № 3»
Мирченко Ирина Геннадьевна
30-33-37
